Главная | Карта сайта

УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗАМИ И ЗАЩИТА ИХ В НЕНОРМАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ

Непосредственное и косвенное управление

Машинисту приходится управлять электровозом, на котором установлены тяговые двигатели суммарной мощностью несколько тысяч киловатт. Кроме того, на электровозе имеются различные вспомогательные машины, электрические аппараты, тормоза, которые также нужно приводить в действие или выводить из работы.

Контроллеры машиниста

Контроллер машиниста, например, электровоза постоянного тока имеет рукоятки — главную, реверсивную и для управления ослаблением возбуждения. На электровозах с электрическим торможением (рекуперативным) рукоятка ослабления возбуждения используется и как тормозная — для регулирования тока рекуперации.

Электрические блокировки

Электрические аппараты силовой цепи должны включаться и выключаться в строго установленной последовательности. Для обеспечения требуемой очередности действия этих аппаратов большинство из них снабжено специальными блокировочными контактами (блок-контактами), иначе говоря, блокировками, включенными в цепи управления.

Схема цепи постоянного тока

Электрические цепи управления электровозов можно разделить на две части: цепи управления тяговыми двигателями и вспомогательные цепи управления. К вспомогательным относятся цепи управления токоприемниками, быстродействующими выключателями, вспомогательными машинами, песочницами, освещением, звуковыми сигналами и другим электрооборудованием.

Схема цепи переменного тока

Как и на электровозах постоянного тока, цепи управления на электровозах переменного тока можно разделить на две части; цепи управления тяговыми двигателями и вспомогательные цепи управления.

Управление вспомогательными цепями

Вспомогательными цепями электровоза управляют вручную с помощью кнопочных выключателей. В отличие от управления тяговыми двигателями, где строгая последовательность тех или иных операций обеспечивается конфигурацией шайб контроллера машиниста, при управлении вспомогательными цепями заранее заданная последовательность операций в большинстве цепей не предусматривается.

Управление по системе многих единиц

В качестве главного направления повышения провозной способности магистралей принято увеличение массы поездов. Поскольку на участках дорог с тяжелым профилем пути или при вождении поездов большой массы мощности одного локомотива недостаточно, то соединяют вместе несколько электровозов, которыми может управлять один машинист.

Защита от коротких замыканий

В процессе эксплуатации любой электрической установки в ней могут возникнуть короткие замыкания, недопустимые перегрузки или может резко снизиться напряжение. Последствиями этих режимов могут быть серьезные повреждения оборудования электровозов; чтобы предотвратить их, применяют различные защиты.

Защита от перенапряжений и радиопомех

Перенапряжения представляют большую опасность для электрического оборудования электровоза: они могут вызвать пробой изоляции. Различают перенапряжения коммутационные и атмосферные.

Защита от боксования

Электровозы постоянного тока с последовательным возбуждением тяговых двигателей, как уже отмечалось, имеют повышенную склонность к боксованию. Созданы и разрабатываются различные способы борьбы с боксованием, в первую очередь для электровозов постоянного тока.

Коротко о других защитах

В момент перехода на рекуперативное торможение, например, двух тяговых двигателей, соединенных последовательно, суммарная электродвижущая сила должна быть близка к напряжению контактной сети. Если это условие не будет выполнено, то, как уже отмечалось, через тяговые двигатели пойдет недопустимо большой ток. Чтобы этого избежать, на восьмиосных электровозах используют реле рекуперации, которые автоматически присоединяют тяговые двигатели к контактной сети.