Главная | Карта сайта

Контроллеры машиниста

Контроллер машиниста, например, электровоза постоянного тока (рис. 83) имеет рукоятки — главную, реверсивную и для управления ослаблением возбуждения. На электровозах с электрическим торможением (рекуперативным) рукоятка ослабления возбуждения используется и как тормозная — для регулирования тока рекуперации. Кроме того, в этом случае добавляется еще одна рукоятка — реверсивно-селективная, необходимая для переключения двигателей, работающих в генераторном режиме, с одного вида соединения на другой.

Каждая рукоятка снабжена устройством, фиксирующим ее в различных положениях (позициях). Рукоятки контроллера располагают так, чтобы машинисту было удобно ими пользоваться. Специальные механические блокировки не допускают ошибочных перемещений рукояток в процессе управления электровозом. Например, главную рукоятку нельзя перевести, если реверсивная находится в нейтральном (нерабочем) положении, и наоборот, машинист не может повернуть реверсивную рукоятку, пока главная находится не в нулевом положении. Благодаря этому исключается возможность случайного реверсирования тяговых двигателей под нагрузкой.
Реверсивную рукоятку делают съемной, ее можно вынуть, только когда остальные рукоятки находятся в нулевом (исходном) положении. На электровоз выдается одна реверсивная рукоятка. Поэтому машинист при переходе из одной кабины управления в другую обязательно ставит все рукоятки в нулевое положение.

Рукоятку ослабления возбуждения можно перевести из положения Полное возбуждение в одно из положений Ослабленное возбуждение только тогда, когда главная рукоятка занимает положение, соответствующее какой-либо ходовой позиции.

На современных электровозах устанавливают контроллеры кулачкового типа. Когда машинист переводит главную рукоятку контроллера с одной позиции на другую, поворачивается связанный с ней главный кулачковый вал. На вал насажен ряд фасонных дисков (кулачковых шайб) с впадинами и выступами (рис. 84). Против каждой шайбы на стойках укреплены подвижные и неподвижные контакты (контакторные элементы), к которым присоединены провода цепей управления. Если выступ диска касается ролика, то контакты разомкнуты (рис. 85, а). Как только впадина диска подойдет к ролику, он провалится в нее и под действием пружины контакты замкнутся (рис. 85, б). Это значит, что замкнется цепь, в которую включен контакторный элемент, и соответствующий аппарат сработает. Следовательно, очередность замыкания и размыкания проводов цепи управления и, как результат, очередность переключения аппаратов силовой цепи зависят от взаимного расположения впадин и выступов кулачковых шайб контроллера.