Главная | Карта сайта

Главный контроллер

Главный контроллер, например, восьмиосного электровоза имеет 30 кулачковых контакторов без дугогашения и четыре с дугогашением, кулачковые валы, а также электродвигатель — так называемый серводвигатель (от англ. serve — обслуживать). Кинематическая схема главного контроллера сложна (рис. 58).

Серводвигатель с помощью зубчатых колес и червячного зацепления приводит во вращение через первый мальтийский механизм (мальтийский крест) и зубчатую передачу кулачковый вал контакторов с дугогашением, а через зубчатую передачу и второй мальтийский крест — кулачковые валы контакторов переключения ступеней и контакторов переключения обмоток. Эти два вала связаны зубчатой передачей, обеспечивающей необходимую последовательность переключения обмоток и секций.

Мальтийский механизм, или мальтийский крест (последнее название он получил из-за сходства ведомого диска с эмблемой духовно-рыцарского Мальтийского ордена), позволяет непрерывное вращение (в нашем случае — червячного колеса) преобразовывать в движение с остановками кулачковых валов и тем самым включать или выключать в определенный момент обмотки и контакторы. Вал мальтийского механизма начинает вращаться только тогда, когда поводок (цевка) входит в паз мальтийского креста. Если предусмотрено шесть пазов, то поводок поворачивает крест вместе с валом на 60°. Как только поводок выходит из зацепления, фиксирующий диск останавливает вал в положении, соответствующем определенной ступени обмоток трансформатора. Если на диске укреплены два пальца и мальтийский крест имеет шесть пазов, то один оборот вала червячного колеса соответствует повороту мальтийского креста на 120°.

Подбирая передаточные числа зубчатых передач, устанавливают поворот валов, обеспечивающий правильную работу главного контроллера.